Проезд по новым правилам: маршруткам закон не писан?

1111

В начале лета случилось то, чего так опасались многие владельцы петербургских маршруток. С 1 июня 2017 года водителям из ближнего зарубежья запретили работать в России с иностранными водительскими правами. Санкции за несоблюдение новых правил могут сильно ударить по кошельку работодателей. Как аукнется новый закон на рейсах пассажирского автотранспорта и наведёт ли он порядок на дорогах – выяснил корреспондент Северо-Западного правового центра «Человек и Закон».

Поправки в закон «О безопасности дорожного движения» были внесены ещё в далёком 2013, но страсти вокруг маршрутчиков-мигрантов не утихают до сих пор. Как оказалось, многим шофёрам коммерческого транспорта не хватило четырёх лет для получения прав российского образца.

Чтобы не оказаться вне закона, иностранцам достаточно было сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, – сообщили в Комитете по транспорту Санкт-Петербурга. Но, как пояснил Василий Киселёв, председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров» (объединение компаний «Пассажиравтотранс», «Третий парк», «Питеравто»), для водителей-гастарбайтеров было проблематично даже попасть на эти экзамены. Сначала от них требовали постоянную регистрацию в северной столице, а потом и вовсе депортировали.

По данным альянса крупнейших транспортных компаний, на сегодняшний день в Петербурге треть водителей на коммерческих маршрутах являются мигрантами. А это 4 с половиной тысячи человек! По мнению Василия Киселёва, «чтобы соблюсти требования закона, нужно отстранять их от работы, а значит, пропорционально сократить частоту рейсов или количество маршрутов».

Тем не менее, на сегодняшний день маршрутки продолжают ездить в штатном режиме. Глава «Ассоциации перевозчиков пассажиров» утверждает, что ожидать сокращения или отмены рейсов пока преждевременно, поскольку за это транспортную компанию могут лишить лицензии. О замене иностранных работников на русских пока также не может быть и речи, так как это серьёзно отразится на заработной плате сотрудникам – её неизбежно придётся повышать, а вместе с ней – и стоимость поездок.

Но если владельцы коммерческого автопарка бьют тревогу, то в перевозках на социальных маршрутах всё обстоит куда лучше. По словам руководителя пресс-службы СПб ГКУ «Организатор перевозок» Романа Агапитова, перевозчики добросовестно отнеслись к новым требованиям. Поэтому все автобусы, троллейбусы, трамваи выходят в полном объёме в соответствии с расписанием.

«Все перевозчики на социальных маршрутах обязались перед комитетом по транспорту, что социальный транспорт будет работать стабильно, и что там будут трудиться только водители-россияне либо иностранцы, которые уже получили российские права. Нам гарантировали, что никаких сбоев не будет – так оно и есть».

Не испытывает проблем в связи с законодательным нововведением и заказной пассажирский автотранспорт. В Ассоциации участников рынка заказных автобусных перевозок сообщили, что вступление закона в силу никак не отразилось на их работе. В заказных рейсах задействованы только наши соотечественники.

Если бы в пассажирских перевозках работали исключительно россияне, то и введения законодательных новшеств, вероятно, не потребовалось бы. Тем не менее, львиную долю в числе водителей пассажирского автотранспорта составляют иностранцы. А потому, следуя примеру Запада, в России ужесточили требования к компетенциям шофёров-мигрантов. Таким образом, утверждение новых правил пассажирских перевозок – не более, чем приведение транспортной сферы к общему знаменателю с Европой, считает генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.

«Наша страна сделала ровно то, что делают все европейские страны, где если кто-нибудь планирует осуществлять трудовую деятельность на постоянной основе, связанную, в том числе, с перевозкой пассажиров и грузов, должен получить водительские документы в этой стране. Это, как следствие, гарантирует, что при осуществлении трудовой деятельности, связанной с перевозками, будет определённый уровень подготовки и требований».

Внедрение новых правил, по словам эксперта, было осуществлено корректно, потому что о нём предупреждали заранее. У водителей-мигрантов было достаточно времени на подготовку и сдачу экзаменов на получение российских прав.

«Если кто-то не успел и сейчас кричит о том, что ему это сложно сделать, как следствие, дорого, а также шантажирует тем, что не выйдет на линию, на мой взгляд, это некие недобросовестные действия со стороны тех, кто своё удобство и свои задачи ставит превыше вопросов безопасности в обеспечении перевозок пассажиров и грузов», – резюмировал Вадим Мельников.

По информации ЭЦ «Движение без опасности», за последние 10 лет уровень смертности в ДТП сократился с 36 тысяч человек в год до менее чем 20-ти (по данным за 2016 год). А новая норма для пассажирских перевозок, как утверждает глава экспертного центра, даст дополнительный стимул к снижению аварийности. Поэтому важно, чтобы перевозчики на коммерческом транспорте всё же проявили сознательность и социальную ответственность перед городом, и выпускали в рейсы тех водителей, которые имеют российские права. Пусть и под гнётом штрафов. Ведь от их решений зависит прежде всего безопасность пассажиров.

Анастасия Вербицкая
Фото: СЗПЦ «Человек и Закон»