Хайп любой ценой: блогерам закон не писан?

Борьба автомобилистов против ГИБДД – тема неизменно актуальная. Неудивительно, что к ней подключились и «герои нашего времени» – блогеры. Но насколько законны методы такого противостояния?

В редакцию правового центра «Человек и закон» обратились зрители с жалобой на содержание видеоблога «ДПС ГИБДД УМВД РОССИИ». Люди недоумевают, почему блогер, систематически нарушающий правила дорожного движения, остаётся безнаказанным? И почему сотрудники ГИБДД игнорируют его нарушения? Мы решили разобраться в этом.

 

Автор скандального влога – Денис Таташвили. Автоюрист, как он сам себя называет. Его канал с провокационным названием пестрит не менее громкими заголовками, а под каждым видео красуется реклама юридических услуг с контактами.

Сюжет большинства роликов прост. При остановке автомобиля и проверке документов водитель начинает долгий монолог, рассуждая о законности действий инспектора. Так зрители могут убедиться в его глубинных познаниях законодательства.

– У вас передний госрегистрационный знак не читаем. На него нанесены кустарные повреждения. Затёртости, – объясняет причину остановки ТС инспектор.

– Затёртости? – удивляется Денис Таташвили. – Как Вы это установили?

– Документы предъявите…

– Давайте я Вас в известность поставлю… Есть постановление Верховного суда, которое отразило в нём информацию следующего содержания для судов нижестоящих и должностных лиц. А именно: отсутствие на государственных регистрационных знаках символов чёрного цвета на белом фоне, вместе с тем – потёртостей на государственных регистрационных знаках не свидетельствует о несоответствии ГОСТу. Следовательно, в действиях лица, управлявшего таким транспортным средством…

– Документы предъявите…

При этом зачастую автоюрист в выражениях не стесняется и открыто демонстрирует неприязнь к сотрудникам ГИБДД.

– Документы можно? – спрашивает сотрудник ГИБДД.

– Можно Ваши для начала, – парирует Таташвили.

– Можно… А Ваши? Доставайте…

– Конечно. Обязательно. Я должен убедиться, что вы сотрудник полиции, а не оборотень в погонах, – последняя фраза выделена цитатой при монтаже.

– Такие слова мне не надо говорить… Оскорблять меня…

Мы встретились с несколькими невольными героями таких роликов. Поведение блогера с каждым из них было как под копирку.

«Изначально нет документов у человека, а потом они находились у него, – рассказывает Михаил Седов, сотрудник СНД по безопасности дорожного движения, – хотя никакой машины не подъезжало, никто ему не привозил. То есть человек специально вынуждает сотрудника полиции, сотрудника специализированной народной дружины по безопасности дорожного движения на разговор, тем самым отвлекая их от исполнения служебных обязанностей».

«Варьируя нормативно-правовыми актами, законами затягивают время инспектора, ведут себя агрессивно, не передавая документы на право управления, право владения транспортным средством», – делится опытом общения с  подобными водителями Магомед Цыздоев, ст. инспектор по пропаганде и безопасности дорожного движения Пушкинского отдела ГИБДД Санкт-Петербурга. Он также в своё время попал под прицел камеры Дениса Таташвили.

Проверка документов – это неотъемлемая часть служебного регламента. Она позволяет выявить множество нарушений.

«Отсутствие страховок, водительских удостоверений, выявление граждан, находящихся в состоянии опьянения, транспортные нарушения, которые не выявить при банальном патрулировании улиц», – разъясняет ст. инспектор ДПС Пушкинского отдела ГИБДД Санкт-Петербурга Игорь Агафонов.

Но какую цель преследует сам Таташвили?

К сожалению, привыкший к камере видеорегистратора автоюрист к камере телевизионной оказался не готов. Он отказался от интервью и отметил, что вся информация находится в открытом доступе.

При просмотре видеоконтента был обнаружен любопытный факт. Оказалось, что зрители жалуются не только нам, но и самому автору канала.

«Зрители канала «ДПС ГИБДД» пишут, что видеоматериалы, которые опубликовываются на данном видеоканале, инсценированы и согласованы, якобы, с сотрудниками ГИБДД, – сообщает Денис Таташвили на одном из своих видео. – Но это неправда. Сейчас я вам наглядно покажу это на примере, управляя транспортным средством с нарушением. Как минимум три признака: это, как всегда, любимая тонировочка, номера не по ГОСТу и без света». 

Доказать отсутствие инсценировок Таташвили решил именно инсценировкой.

После демонстрации на камеру нарушений, он беспрепятственно колесит по городу, находит патруль ГИБДД и выясняет, почему правоохранители его не остановили. С этим же вопросом в ГИБДД обратились и мы.

Андрей Стоянов, врио начальника второго отдела УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, пояснил нам следующее: «Мы всерьёз занялись этой проблемой, просмотрели все выложенные в интернет ролики и установили, что сотрудники полиции в большинстве своём допустили нарушение служебной дисциплины. В настоящее время назначены служебные проверки, виновные будут привлечены к ответственности».

На видео очевидна и провокация Таташвили.

Эксперты предупреждают: подобные видео – это обоюдоострое оружие как для сотрудников ГИБДД, так и для самих блогеров.

«Очень часто блогеры, снимая такое видео, когда они пытаются как-то провоцировать инспектора, забывают, что такое видео может быть доказательством их неправомерных действий, уже в суде», – констатировал Александр Холодов, член координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора».

Другой вопрос – будут ли обращаться правоохранители в суд. А вот блогер в суд ходит, как на работу. Вернее, это и есть его работа, как он сам утверждает. Он с энтузиазмом обжалует любое вынесенное постановление.

– 12.15. ч1 (КоАП РФ «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней» – прим.ред.) знаете? – интересуется у Дениса Таташвили остановивший его инспектор ГИБДД.

– Меня ничего не пугает.

– Знаете?

– Прекрасно знаю.

– И как вы её обжалуете тогда? Вы ехали по трамвайным путям, по ходу направления… Значит, штраф 1500. Знаете?

– Поймите правильно, это моя работа – обжаловать… – смеётся блогер.

Но правозащитники утверждают: активность Таташвили больше похожа на разжигание войны с гаишниками, чем на борьбу за права автовладельцев.

«Сейчас такое большое сокращение произошло в ГИБДД, что, видимо, кому-то приходится уже бегать за инспектором, чтобы его оштрафовали, чтобы опыт получить, – иронизирует Александр Холодов. – В наши времена, когда мы только изучали КоАП, не было необходимости бегать за инспектором, их было много на улицах. Соответственно, если даже тебя не остановил инспектор, всегда есть сосед, друг, знакомый, у которого можно взять доверенность и идти его защищать в суде».

Времена меняются. А вместе с ними – и методы активистов. Но всегда ли цель оправдывает средства?

«Человек просто провоцирует ситуацию, говорит о том, что с его помощью эти ситуации можно разрулить, разрешить в пользу автовладельца, – отмечает председатель Всероссийского общества автомобилистов (СПб ГОО BOA) Валерий Солдунов. – А на самом деле получается, что это некий хайп и достижение целей личного обогащения, получение на свою сторону клиентов. Я считаю, что это некрасиво как минимум».

«Ролики выкладываются, в них формируется имидж человека, который может избежать ответственности за любое правонарушение. Раз он может избежать ответственности за любое правонарушение, соответственно, он может и помочь любому другому участнику дорожного движения также избежать подобной ответственности», – делает вывод Андрей Стоянов.

Совсем недавно сводки СМИ облетела новость о БМВ, сбившем на тротуаре группу пешеходов. Двое скончались на месте. Оказалось, что водитель иномарки был лишён права управления.

Как предотвратить подобные преступления? Только путём остановки ТС и проверки документов, причины которой раз за разом дотошно выясняет Таташвили.

Так или иначе, за последние годы наметилась чёткая тенденция к снижению количества ДТП.

«В 2004 году на территории Санкт-Петербурга в ДТП погибло 825 человек, – сообщили нам в Управлении ГИБДД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. – За 12 месяцев 2018 года на территории Санкт-Петербурга погиб 231 человек, то есть почти в 4 раза меньше. То есть несколько самолётов не упали и не разбились, а долетели до пункта назначения».

Есть ли в этом заслуга ГИБДД – судите сами. Но очевидно, что блогеры-провокаторы несут сомнительную пользу. Давая ложное ощущение вседозволенности, они способствуют развитию правового нигилизма у нарушителей. И последние рано или поздно могут попасть на полосу криминальной хроники.